Он молчал невпопад и не в такт подпевал: Он всегда говорил про другое. Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. То что пусто теперь — не про то разговор, Вдруг заметил я: нас было двое. Для меня будто ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.

Владимир Высоцкий

Михно Василий Владимирович











Наградной лист орден "Красная Звезда"

Наградной лист орден "Отечественная война 1-й степени"

Наградной лист орден "Красное Знамя"

Из записной книжки Михно В.В.

Полк сформирован в Кинели Куйбышевской обл. в 1942 г. Входил он в состав 225 ШАД. Кроме него в дивизию входили штурмовые полки 825 и 614. Дивизия базировалась на аэродромах Ефремовского р-на, освобождая территорию и города.

На прифронтовом аэродроме в с. Лобаново Ефремовского р-на распологался 614 ШАП. На аэродромах с. Присады и Круглик остальные полки.

Командиром 225 ШАД был ?, инженером – Бурцев М.И.

Командиром 614 ШАП был м-р Верещинский.

Инженером - Назаров Владимир Николаевич.

Командиром 810 ШАП был к-н Кудряшов. 25 января 1943 г. не вернулся с боевого задания (Кудряшов не вернулся с боевого задания 12.08.42 г., а 29.01.43 г. погиб Зайцев. Прим. Резниченко А.И.)

Инженером – к-н Макаров.

… Рано утром, с аэродрома подскока, был совершен успешный налет на Орловский аэродром, где было уничтожено много техники и самолетов, вернувшихся с ночных налетов на Москву. Как раз производилась заправка самолетов. Весь аэродром торопился обслужить самолеты, чтобы те успели рано утром улететь на аэродром Кенинзберг, где они базировались. Наши потери – один экипаж на всю дивизию. Награждение производилось прямо у самолетов. Инженеру Назарову (614 ШАП) Командующий ВА Науменко свой орден "Красное Знамя" снял и приколол к груди. Назаров летал за стрелка. Говорил, все горело так, что некому будет лететь в Кенинзберг. Это подтвердили разведчики, которые все сфотографировали. Больше так не скапливались, отучили.

Во время разгрома немцев на Курской дуге, полки 225 ШАД прекрасно поработали, не имея боевых потерь. Люди выдерживали, стволы пушек синели и гнулись вниз. До красна нагревались. За это не хвалили.

… Много было случаев, когда экипажи сбивали Ме-110 и ФВ-190. Гитлеровские ассы боялись крупнокалиберных пулеметов 12,7 мм воздушных стрелков. Они новую тактику пытались применить. Прячутся под хвост Ила и хотят снизу поразить. Стрелок по СПУ сообщает, что под самолет лезет истребитель. Командир экипажа разгоняет самолет, жмется к земле, резко убирает газ, выпускает посадочные щитки. Истребитель или в землю врежется или выскочит под пушечный и пулеметный огонь. Многие имели на лицевом счету сбитые самолеты.

… Командир полка Сапогов Мифодий Илларионович – это умница был. Он так учил, если на группу напали истребители – становитесь в круг и выходите на свою территорию. Жаждущих добычи – стрелки пулеметами, а летчики пушками и пулеметами отражают, а иногда и сбивали.

… Подбитый самолет сел на воду. Было решено снять оружие и радиоаппаратуру. Старший техник звена блестяще справился. Тов. Корниенко соединил трубы противогаза до нужной длины, надел противогаз и работал под водой, а один человек держал у верха трубу. Работали попеременно. За это был представлен к ордену "Красная Звезда", а ранее, он таким образом ловил раков в пещерах, за что ком. полка наложил взыскание.

… Стрелков не хватало, а от техников отбоя не было. Хотели летать. Клава Крюкова пулемет и теорию стрельбы по воздушным мишеням изучила до совершенства. Но начальник штаба боялся ее отпускать. Техник звена 118 гв. полка Родионов полетел за стрелка. Напали истребители. Пушечный снаряд эрликона летчика ранил в плечо. Радионов жгутом пережимает плечо, садит летчика в заднюю кабину, определяет откуда ветер. развернул самолет, застопорил вилку дутика хвостового колеса. Взлетел. Вспомнил в какую сторону полетели наши самолеты. Смотрит, стоят самолеты истребители с красными звездами. Садится. Отвез летчика в санбат, вернулся, заправил самолет полетел в Елец. Аэродром находился в лесу, поэтому найти не смог, вернулся. Смотрит, на поле комбайн работает. Сел, замаскировал самолет, сдал бригадиру под охрану и на попутных в часть. Когда прилетели на По-2 с командиром 118 гв. полка Верещинским и посмотрели самолет, то оказалось что он не пригодный. Весь изрешечен пулями и пушечными снарядами. Снаряд угодил в кабину и разорвался у доски приборов. Вышли из строя все приборы: давления масла, бензина, компас. Один тахометр был исправен. Ком. полка говорит:- больше такая машина не нужна. Забирайте во вторую эскадрилью. Мы выслали ПАРМ с заправщиком, запасными приборами. Дней 5-6 ПАРМ ремонтировал, чтобы до аэродрома долетел, а потом окончательно заплаты ложили.