Штрякин Матвей Иванович
Наградной лист орден "Красная Звезда"
Наградной лист орден "Красное Знамя"
Наградной лист орден "Отечественная война 1-й степени"
Наградной лист орден "Красное Знамя"
Наградной лист орден "Красное Знамя"
Наградной лист "Герой Советского Союза"
Штрякин Матвей Иванович родился 27 декабря 1915 года в селе Лубяники, ныне Спасского района Рязанской области, в семье крестьянина. После окончания 7 классов работал счетоводом в сельпо. В Красной Армии с 1937 года Окончил школу младших авиаспециалистов, служил авиамехаником. В 1942 году окончил Ивановскую военную школу лётчиков. Воевал в составе 810 ШАП. Летал на самолете штурмовике Ил-2. За время войны М. И. Штрякин совершил 104 боевых вылета на самолете Ил-2. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1958 года майор М. И. Штрякин - в запасе.
Из воспоминаний.
Ранним весенним утром шестёрка Ил-2 810-го штурмового авиационного Режицкого полка поднялась с полевого аэродрома. В сомкнутом строю она пробилась сквозь огненный заслон врагов и пересекла линию фронта. Чернела под крыльями земля, кое - где седыми проплешинами лежал снег. Замелькали внизу Латвийские хутора и деревни, занятые врагом. Слева свинцовым блеском светилось большое озеро; прямо по курсу, где обрывалась стена леса, показалась расчерченная струнами рельсов, забитая эшелонами железнодорожная станция. Шестёрка Ил-2 резко пошла на снижение. И вот они, секунды, разорванные огнём и металлом. Пламя заметалось по чёрным цистернам, вспыхнули вагоны, задымились постройки... Машины развернулись и пошли на новый заход. А когда выходили из штурмовки, откуда - то бешено огрызнулись уцелевшие вражеские зенитки. Шестёрка набирала высоту и ложилась на обратный курс... Матвей не сразу понял, что произошло. Словно в лихорадке, затряслась машина. Всё - таки попал в неё снаряд вражеской зенитки. Горит она или нет? И почему эта сумасшедшая тряска? Значит, повреждён винт. Наверное, отбита лопасть. Надо быстрей набирать высоту и сколько хватит сил тянуть к аэродрому. Переднее стекло забило маслом. Вибрацией разорван бензопровод. Горючее расползается по машине, пропитывая её, словно факел. Одна искра, всего одна искра и взрыв бросит на землю горящие обломки. Надо сейчас же заглушить мотор. Рука тянется, чтобы погасить пламя в ревущих цилиндрах. Нет, нет, ещё немного. Ещё секунду, две... Только бы перетянуть линию фронта. Слева, ему показалось, совсем рядом у борта выросла ослепительная вспышка взрыва. Потом справа и сверху. Ещё немного, ещё... Он открыл фонарь. Остались позади захлебывающиеся злобой зенитки. Но смерть не отстала, она здесь, с ним: каждое мгновение самолёт может вспыхнуть. Машина, будто проваливаясь в яму, теряет высоту. Внизу до самого горизонта громоздится лес, бушует зелёным пламенем сосен, белеет стволами берез. Парашют сейчас бессилен. Он лежит за спиной мёртвым грузом - слишком мала высота. А неудержимая сила прижимает машину к земле. Огромной зелёно-бурой глыбой навстречу шла земля... Просеку эту делали несколько лет назад, зимой. И вот сейчас, когда снег сошёл, выступили пни. Дикий рёв всколыхнул деревья, распугал зверьё. Подсыхавшая земля отдавала испариной. Запах прелых листьев смешивался с настоем хвои. Дурман весны не мог осилить едкий запах бензина. Янтарными слезами стекал он с металла. Порой красные капли падали рядом на землю - это была кровь...
Матвея Штрякина и Николая Дудченко в полку считали погибшими: лесной бурелом не посадочная полоса на аэродроме. Когда же нашли на просеке не обломки, а изрядно помятую, но в общем-то целую машину - удивились. Удивление было ещё большим и радостным, когда вытащили лётчиков. "Живы, черти... Подправим и вас и машину!
На столе старая, потрёпанная, военных лет карта. Кружочками помечено, где бывал в войну Матвей Иванович, где базировались аэродромы. Ещё на ней 4 маленьких чёрных крестика где судьба готовила Штрякину смерть. Четыре раза меня сбивали. Первый раз вот здесь - в районе Жижецких озёр под Великими Луками.
Аналогичный случай у нас был и с Антоном Белоус. Ему точно так же крыло разворотило.
Как ни старался он, машина перевернулась. Сбив верхушки деревьев, он почти рухнул на лесную поляну. Подбегаем к самолету - думаем все! А он голос подает: "Братцы, помогите..." Стрелок погиб, а он уцелел. А друг мой Коля, стрелок - радист, погиб. В самом конце войны выходили из атаки, и снаряд угодил в нас.
Переговорное устройство разбило. Жив Колька или нет, не знаю. Обернулся, головы его не видно, только шарф трепещет... Когда Николая вытащили из кабины, был ещё жив... Осколки раздробили локоть, разорвали левый бок. Спасти не удалось. А парень был замечательный!
Примечание Резниченко Александра Ивановича: В воспоминаниях, по всей видимости , допущена ошибка. В базе данных "ОБД Мемориал" воздушным стрелком числится Дудченко Дмитрий Павлович. Он умер от ран 22.02.45 г."